Ajax » Вт мар 22, 2005 1:09 pm
Значит, критики хочешь... Что ж ты меня не позвал... Щас будет тебе критика.
Значицца, пойдем от частного к общему, а может, и наоборот.
Что мы видим на этой, с позволения сказать, фотографии? Кусок асфальтного, явно советского двухполосного шоссе... да не шоссе даже, а так скажем: дорожного полотна. Причем автор явно не стал утруждать себя долгими поисками: сфотографировал первую попавшуюся трассу, чтоб, видимо, задницу поисками не утруждать. Трасса, на первый взгляд ровная, на самом деле находится в неприятном состоянии: ездить по такой на отечественном автомобиле - не любить себя.
Короче говоря, получше можно было найти.
Следующее, что мы замечаем, это закатное небо. И небо сие выглядит отвратительно: серо-розовые оттенки от явно хилой цветопередачи, какая-то невразумительная шняга вместо заходящего светила, наконец - просто мало. Мало, товарищи! Автор или поскупился на небо (не иначе - жид), или опять-таки поленился - на этот раз поднять камеру повыше (так лениться, впрочем, может только русский...)
И третье - это, простите, флора. Да, флора - не побоюсь этого слова, потому что назвать эту чахлую растительность травой и деревьями язык не повернется! У меня на даче яблоня-дичка выше тех кустов, да и то дед ее кажен год таки обрезает.
Вдобавок цвет травы явно неестественен, что наводит на подозрения о Фотожопе. Тяжкое обвинение, но я уже видел работы автора и не постесняюсь!
Но это лежит на поверхности, товарищи. Слишком очевидно, слишком бросается в глаза. А потому мы должны задуматься: зачем? Почему так очевидно искусственно, так серо, так лживо?
Очевидно, нам, как критикам, нужно понять скрытый смысл картины, первичный замысел, необходимо понять: что чувствовал автор в момент запечатления, что хотел передать потом тем, кто будет наблюдать это невзрачное зрелище, что творилось в его душе в тот момент?
Мы сможем ответить на эти вопросы, товарищи!
Обратимся к явным и не очень символам. Дорога. Символ движения, прогресса, жизни. Но - дорога асфальтная, мертвая, символизирующая темное начало, а потому движение - в неверном направлении, с неправильными целями; прогресс - ведущий к ошибке, разрушению, смерти; жизнь - искаженная, угнетенная, близкая к завершению. Да сам образ пустынной дороги, проложенный на лоне природы - это знак подчинения человеком оной натуры, знак отчуждения его от естественной среды, стремления не жить с миром, но подчинить его себе, пройти через него, переступив и поправ... Дорога начинается у ног смотрящего и уходит в даль, в бесконечность: человек пойдет по ней, гордый, победитель... так ли?
Асфальт здесь - как свидетельство торжества современной техногенной цивилизации, но торжества - преходящего, обманчивого, неправедного: дорога разрушается. Человек не может противостоять стихии: все, что родят руки Человека - бренно, обречено на смерть и забвение. Природа, которую Человек отбросил и презрел - не сдается, Человек не может победить мир, который его породил - как не может победить самого себя.
Поэтому и пустынна эта мертвая, черная дорога, потому и не видим мы ее конца, что не знает автор, к чему приведет человека этот путь... не знает, но догадывается: Человек идет к собственному концу, и конец этот - как и конец пути, дороги, лежащей перед нами, туманен и мрачен. Атмосферу Конца подчеркивает висящий над горизонтом закат, символизирующий Увядание и Завершение.
Белый цвет разделительной полосы - символ Смерти; ее непрерывность и прямота - символ Неизбежности и Необратимости.
Таким образом, перед нами - метафорическая картина Апокалипсиса: гордость Человека, его отвержение природы, стремление стать Богом, неизбежно приведет его к смерти и забвению. Что останется после него? Обломки его псевдомогущества, надуманного, обманного величия, свидетельство смертельной глупости, символ которого - длинная мертвая дорога, по которой никто и ничто не движется боле...
Что же творилось в душе автора, когда создавал он сие мрачное полотно, причем создавал - теперь это очевидно - нарочито бедными, невыразительными, слабыми средствами?
Ответ на вопрос лежит на поверхности: автор разочаровался как в Человеке (то есть в себе), идущим путем к собственной гибели, так и в Мире - мире поддельных, тусклых красок, мире Смерти.
Название картины дает последнюю информацию для нашего анализа. "Дорога к морю".
Не выдержав собственной бренности, ограниченности и безысходности своего жалкого существования, автор пошел топиться.
Оставив нам в качестве завещания сие апокалиптического содержания творение.
DIXI.
Последний раз редактировалось
Ajax Вт мар 22, 2005 4:07 pm, всего редактировалось 1 раз.