Предлагаю здесь выкладывать хайку и танка собственного сочинения.
Для тех кто не в курсе - хайку и танка - виды японской поэзии, трехстишия и пятистишия соответственно. Традиционно хайку имеют форму 5-7-5 (т.е. в первой строке - 5 слогов, во второй - 7, в третей - 5), танка - 5-7-5-7-7.
Особенностью этих форм поэзии является глубокий символизм, незавершенность. Часто передается не какая-то конкретная мысль, а настроение, ощущение.
<span style='font-size:8pt;line-height:100%'>Добавлено:</span>
нашел <a href='http://www.souz.co.il/clubs/read.html?article=1513&Club_ID=17' target='_blank'>здесь</a>:
<!--QuoteBegin--></span><table border='0' align='center' width='95%' cellpadding='3' cellspacing='1'><tr><td>QUOTE </td></tr><tr><td id='QUOTE'><!--QuoteEBegin-->Танка, Хокку и Хайку.
Танка -
популярный литературный жанр в Японии.
В переводе с японского Танка - "короткая песня".
Танка - это пятистишие, состоящее из двух строф с определенным количеством слогов:
5-7-5 слогов в трех строках первой строфы, и 7-7 в двух строках второй строфы.
Что касается содержания, в танке часто используется следующая СХЕМА:
одна строфа представляет определенный природный образ,
другая описывает "резонирующее" с этим образом чувство (ощущение) человека.
В глухих далеких горах
Фазан длиннохвостый дремлет –
Долог хвост у фазана.
Эту долгую-долгую ночь
Ужели мне спать одному?
Какиномото-но Хитомаро,
кон. VII - нач. VIII в.
Большой популярностью среди японской знати в эпоху Хэйан (794-1192 г.) пользуются диалоги в Танка, а также поэтические игры, в которых один из играющих произносит часть танки - а другой должен вспомнить, или самостоятельно придумать вторую половинку.
Позже поэтическая игра усложняется.
Играющие продолжают дописывать стихотворение, на каждом шаге используя последнее звено последней танки как начало для новой:
один пишет трехстишие (3),
другой добавляет две строки (2) –
получилась Танка 3-2;
следующий добавляет еще одно трехстишие (3), и так далее.
В итоге получается цепочка 3-2-3-2-...
На каждом шаге происходит "сдвиг точки зрения" - как если бы некто делал фотографии, чуть поворачиваясь после каждого кадра:
Очень важным для игры является выбор "начальной строфы", первого трехстишия,
которое во многом определяет тему и настроение.
Эти трехстишия назывались Хокку . Происходили конкурсы на лучшее Хокку и вскоре эти отдельные трехстишия становится самостоятельным жанром - Хайку .
Основные отличия Хокку от Хайку .
Классические Хокку содержат что-то вроде приветствия в каком-то священном месте или в доме уважаемого человека, и "начальная строфа" отражала этот факт, намекая на историю места или на гостеприимство хозяина дома.
В Хайку , как в отдельном трехстишии этого не требовалось.
Традиционно Хайку - это три строчки
5+7+5=17 слогов.
Большинство Хайку состоят из двух частей - предложений
12+5 или 5+12.
Разделяются эти части специальным разделительным словом.
Кроме того, будучи по происхождению "начальными строфами", Хайку иногда имеют "незавершенный вид", то есть представляют собой грамматически незаконченные предложения.
"Слог" японского языка по длительности и по средней информативности - это совсем не то же самое, что "слог" русского или английского. В Русских Хайку может появиться привычный дольник, и по длине они обычно больше, чем 17 слогов, в тоже время, лучшие Хайку на Английском обычно короче - 12-14 слогов.
Так же, в не японских Хайку используется "нежесткий" синтаксис и "ослабленная" грамматика. Возможно отсутствие некоторых знаков препинания (например, точки в конце), использование только строчных букв, и т.п.
При переводе Хайку иногда делают рифмованными. Особый вид Хайку - "Бразильской Хайку " с рифмовкой "крестом". Но! рифмованные переводы часто звучат несколько ненатурально, так как в оригинале Хайку не рифмуются.
Каждое Хайку - это чувство-ощущение, запечатленное в небольшой словесной картинке-образе. Будучи записаны словами, эти "картинки" должны вызывать похожие ощущения в читателях: НУЖНО не только ОПИСАТЬ СВОЙ ОПЫТ СЛОВАМИ, но сделать это так, ЧТОБЫ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ЧИТАТЕЛЯ.
Основное качество образов - они приходят из непосредственного жизненного опыта: определенные яркие моменты жизни, впечатляющие нас и схваченные нашим "внутренним фотоаппаратом"; странные совпадения; смешные случаи; пейзажи, резонирующие с нашим внутренним состоянием или даже изменяющие наше настроение, приносящие нам неожиданное ощущение печали, одиночества, или какое-то другое чувство, которое даже НЕВОЗМОЖНО НАЗВАТЬ.
В. Лел<!--QuoteEnd--></td></tr></table><span class='postcolor'><!--QuoteEEnd-->
Буквально давеча ночью (вернее уже утром) отвлекся на минуту от компа и прислушался к тому, что происходит вокруг. Испытал совершенно непередаваемые ощущения. Сидел минут десять и наслаждался. Чувства распирали, на полном серьезе. Я, конечно, не Басе, но постарался выразить их как смог <!--emo&:)--><!--endemo-->.
<!--QuoteBegin--></span><table border='0' align='center' width='95%' cellpadding='3' cellspacing='1'><tr><td>QUOTE </td></tr><tr><td id='QUOTE'><!--QuoteEBegin-->утро. чудесно
птицы поют за окном.
кончился кофе.<!--QuoteEnd--></td></tr></table><span class='postcolor'><!--QuoteEEnd-->