GeForce 8800 GTX/GTS: за пару дней до анонса
06/11/2006 19:00, Геннадий Пашкевич - <a href="http://www.3dnews.ru/news/geforce_8800_gtx_gts_za_paru_dnei_do_anonsa-187347/" target="_blank">www.3dnews.ru</a>
От анонса GeForce 8800 GTX/GTS на G80 нас отделяет буквально несколько дней. Попытаемся собрать то, что известно о новых продуктах NVIDIA на данный момент. С датой официального запуска давно все ясно. NVIDIA даст отмашку G80 на мероприятии GeForce LAN, которое пройдет с 7 по 8 ноября в Сан-Хосе. По слухам, ради такого случая приглашена американская топ-модель и звезда Playboy Адриан Керри (Adrianne Curry). Судя по изобилию утечек информации о серии GeForce 8800, фотографий и результатов первых подпольных бенчмарков, партия новых видеокарт практически готова для продажи, а тестеры доверенных сайтов давно колдуют над обзорами G80.
Дизайн PCB
Необычная для карт NVIDIA черная расцветка и дизайн первых видеокарт подсказывает, что сделаны они на одном заводе. Авторство дизайна печатной платы для G80 приписывают верному партнеру NVIDIA компании ASUS. Утверждается также, что на заводах ASUS была произведена стартовая партия GeForce 8800 GTX и 8800 GTS.
Таким образом, в первое время все видеокарты на G80 будут иметь эталонный дизайн и готовиться силами тайваньской компании. Партнеры NVIDIA, такие как, например, Leadtek, Albatron или Gainward, будут вынуждены закупать у нее готовые карты и смогут влиять только на конструкцию системы охлаждения и комплектацию.
Что касается разгона, как мы писали ранее, для видеокарт из первых партий он узаконен не будет. Однако поговаривают о "запасе прочности" G80 по частоте. Поэтому в будущих партиях видеокарт возможно появление разогнанных версий GeForce 8800 GTX от некоторых производителей.
GPU G80
Замолвим слово о главном герое - графическом чипе G80. Размеры кристалла впечатляют, а количество транзисторов зашкаливает. В ответственный момент воплощения G80 в кремний NVIDIA осталась верна своему давнему производственному партнеру TSMC. Производством гиганта с 681 млн. транзисторов занялись тайваньские специалисты. Использован отлаженный и проверенный временем 90-нм техпроцесс.
Аппетит G80 соответствующий - чип потребляет около 140 Вт. Остальные ватты из примерно 170, что расходуются видеокартой, приходятся на видеопамять, I/O-чип и потери в преобразователях цепей питания.
Идея разделения частот различных блоков GPU, впервые примененная в G70 (GeForce 7800 GTX), получила продолжение в G80. При тактовой частоте чипа GeForce 8800 GTX 575 МГц 128 шейдерных блоков (потоковых процессоров, Stream Processors) работают на 1350 МГц. Согласно требованиям DirectX 10, потоковые процессоры G80 с одинаковым успехом должны справляться с обработкой пиксельных, вершинных шейдеров и задач по расчету физических эффектов. Шейдерные процессоры являются основой фирменной технологии Gigathread.
Блоки растеризации (ROP) G80 могут выдавать 24 готовых закрашенных пикселей за такт. К примеру, G70 или R580 могут похвастаться 16 пикселями. Что интересно, блоки растеризации G80 работают на частоте видеопамяти. Для GeForce 8800 GTX - это 900 МГц. Помня о количестве шейдерных блоков в G80, производительность блоков закраски кажется весьма скромной. Это может означать, что G80 расчитан на серьезную арифметику и покажет преимущество своей архитектуры только в самых сложных и насыщенных шейдерами сценах.
AA, AF, HDR
С приходом G80 ожидается прогресс в области полноэкранного сглаживания, анизотропной фильтрации и HDR. В серии GeForce 8800, как и в предыдущем поколении, заложены следующие алгоритмы сглаживания: MSAA, SSAA и адаптивный Transparency AA. В G80 введены новые более качественные режимы 16x и 16xQ, ранее доступные только в мультичиповых конфигурациях. Анизотропная фильтрация теперь будет не хуже, чем присущая серии Radeon X1000. В дополнение к адаптивной AF инженеры NVIDIA вернули самый качественный режим фильтрации, не зависящий от углов. Что касается HDR, появится возможность расчета с точностью 128 бит, что в два раза выше, чем у нынешних чипов. NVIDIA назвала его True HDR.
Особо хочется отметить, что вместе с улучшением качества AF устранен еще один главный недостаток поколения GeForce 7 - невозможность одновременной работы AA и HDR. В G80 режим True HDR теперь может сочетаться с AA и AF.
За "физику" отвечает технология, названная NVIDIA Quantum Effects. G80 может производить аппаратную обработку различных эффектов, таких как эффект дыма, множества частиц, имитировать поверхности различных материалов и т.д., которые ожидаются в играх ближайшего будущего.
GeForce 8800 GTX/GTS
Уже давно не секрет, что в момент дебюта G80 даст начало двум видеокартам: GeForce 8800 GTX и GeForce 8800 GTS. Абсолютно все достоинства G80 впитает в себя старшая видеоплата GeForce 8800 GTX, известная в среде разработчиков под кодовым именем P355. Активированы все 128 потоковых процессоров. Тактовая частота чипа - 575 МГц, потоковые процессоры работают на 1350 МГц. С G80 приходит мода на 768 Мб видеопамяти. Частота памяти - 900 (1800) МГц, ширина шины - 384 бит. Это дает внушительную пропускную способность 86,4 Гб/с.
Имеется SLI-интерфейс и два разъема для подключения вешнего питания. Из видеовыходов присутствует два DVI и ТВ-выход с поддержкой HDTV. В будущем не исключается появление версии видеокарты с разъемом HDMI.
Для комфортного климата и стабильной работы GeForce 8800 GTX достаточно воздушной системы охлаждения с применением радиатора с большой площадью рассеивания и тепловыми трубками. Вентилятор может быть низкооборотистым и, как следствие, тихим. Размеры и вес новой платы претендуют на рекордные - длина около 260 мм при весе 800 грамм вместе с кулером.
GeForce 8800 GTS - младший брат GTX. Кодовое имя карты - P356. Достоверно известно о 96 активированных шейдерных блоках, частоте чипа 500 МГц, 320-битном контроллере памяти. Шейдерные блоки работают на 1200 МГц. Установлено 640 Мб локальной памяти с тактовой частотой 800 (1600) МГц. Пропускная способность шины памяти приближается к 64 Гб/с.
По сравнению с GTX-версией плата GeForce 8800 GTS выглядит немного проще и лишена некоторых элементов "обвязки". Из-за более скромных требований к источнику питания задействован только один дополнительный шестиштырьковый разъем. На месте разъем для синхронизации видеокарт и обмена данными в конфигурации SLI.
О требованиях к блокам питания известно, что потребности GeForce 8800 GTX сможет обеспечить источник мощностью 450 Вт и током по шине 12 В не менее 30 А. Энергетические нужды GeForce 8800 GTS покроет блок с 26 А по 12 В, что соответствует большинству качественных 400-Вт блоков.
Доступность в продаже и цены
Первые видеокарты на G80 можно будет купить сразу после анонса. Некоторые магазины уже начали принимать предварительные заказы. Рекомендованная цена для флагмана GeForce 8800 GTX - 649$/EUR. По планам NVIDIA, GeForce 8800 GTS должен обойтись покупателю в 449$/EUR (по другим данным 499$/EUR). Было бы наивно ожидать подобных цифр в первые недели ажиотажного спроса. Само собой, реальные цены будут намного выше.
Что еще огорчит жаждущих приобщиться к мощи 8-го поколения GeForce и вступить раньше всех в эру DirectX 10 - новых плат поначалу будет крайне мало. К примеру, первая партия для розницы Великобритании насчитывает всего 200 экземпляров.
В заключение, приведем несколько фотографий новых видеокарт серии GeForce 8800 от разных брэндов:
<a href="http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2006/11/06/31867.jpg" target="_blank">http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2006/11/06/31867.jpg</a>
<a href="http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2006/11/06/31863.jpg" target="_blank">http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2006/11/06/31863.jpg</a>
<a href="http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2006/11/06/31864.jpg" target="_blank">http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2006/11/06/31864.jpg</a>
<a href="http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2006/11/06/31868.jpg" target="_blank">http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2006/11/06/31868.jpg</a>
<a href="http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2006/11/06/31869.jpg" target="_blank">http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2006/11/06/31869.jpg</a>
* PC Show.net, DigiTimes, The Inquirer