Компания Toshiba анонсировала разработку компактной топливной ячейки, еще раз подтвердив свою готовность всерьез заняться рынком топливных батарей для питания мобильной электроники. Ранее мы уже сообщали (см. новость за 10 июня), что на этот год намечен старт коммерческих топливных элементов Toshiba для организации автономного питания ноутбуков. Новая разработка этой компании, вернее сказать – воплощение ее многолетних усилий и творческих находок в области эффективного получения энергии из метилового спирта, нацелена на рынок карманных (миниатюрных) цифровых устройств:
<a href='http://www.fcenter.ru/images/whatnew/2004/jun/25/gif_big.gif' target='_blank'>Картинка (5Кб)</a>
Блок-схема топливного элемента
<a href='http://www.fcenter.ru/images/whatnew/2004/jun/25/fuel_tohi.jpg' target='_blank'>Картинка (6Кб)</a>
Рабочий прототип
Размер показанного на фотографии прототипа топливной батареи составляет 22х56х4.5 мм (с установленным резервуаром емкостью 2 куб. см толщина элемента увеличивается до 9.1 мм). Вес снаряженной батареи равен 8.5 грамм. Выходная мощность – 100 мВт. Одной заправки (2-х кубиков метилового спирта) хватает на 20 часов работы. Подливать топливо, по заявлениям Toshiba, можно бесконечно.
Коммерческие поставки батарей, работающих на метаноле, планируется начать в следующем году. Если старт подобных элементов для ноутбуков пройдет гладко, а ждать этого осталось совсем недолго, значит и мобильные топливные батареи появятся в обещанный срок. Остаются, правда, законодательные барьеры, поскольку такие свойства метанола, как высокая токсичность и пожароопасность ограничивают сферу его допустимого применения. Так, например, в некоторых странах напрямую запрещается перевозить на борту самолетов метанол, в том или ином виде, с концентрацией свыше 24%.
Что касается показанного прототипа топливного элемента от Toshiba, то работает он от метанола с концентрацией 99.5% (о похожей разработке американской компании MTI Micro мы писали три дня назад). Надо сказать, что наивысший КПД, при выработке электроэнергии в топливной ячейке, достигается, если метанол смешивается с водой до 10% концентрации. Именно на основе такого подхода и будут создаваться топливные батареи для питания ноутбуков. Однако комплекс помп и воздушных компрессоров, смешивающих воду с метанолом и прогоняющий через батарею воздух, слишком сложен и громоздок для карманных решений. К тому же, в 10 раз увеличив концентрацию топлива, можно в 10 раз уменьшить топливный резервуар. С сохранением, при определенных условиях, заданной эффективности.
По словам Toshiba, ей удалось найти уникальное решение, позволяющее и размеры элемента уменьшить, и оптимальный КПД сохранить. Полимерная мембрана с нанесенным на нее катализатором, которая одновременно служит и электролитом (см. рисунок выше), служит тем разделителем, который участвует в выработке электроэнергии и позволяет впрыскивать концентрированный метанол непосредственно в топливную ячейку (судя по схеме, вода, получаемая в результате реакции кислорода с водородом все же смешивается с метанолом и полностью расходуется в замкнутом цикле).
Взято с <a href='http://fcenter.ru/hardnews.shtml' target='_blank'>FCENTER</a> Автор: GreenCo