Даниэль Ортега: иногда они возвращаются!

Все обо всем. ВАШИ новости обо всем что не подходит под другие новостные разделы.

Сообщение panda » Чт ноя 16, 2006 4:42 am

Он был одним из главных героев советских телерепортажей - наряду с Анджелой Дэвис, доктором Хайдером и Леонардом Пелтиером. Символом "борьбы с империализмом". Соратники до сих пор называют его только по имени - Даниэль. Или просто команданте.

Иногда эти подзабытые герои 1980-х возвращаются. Даниэль Ортега вновь встал во главе государства - его избрали президентом Никарагуа. Готовит ли он новую революцию? Собирается ли и дальше бороться с американцами? Через 27 лет после своего первого прихода во власть "маленький дьявол", как его называл Рональд Рейган, сменил большие роговые очки на контактные линзы, военную форму и автомат Калашникова - на деловой костюм и ковбойские ботинки на каблуках (чтобы казаться чуть выше), а военный джип - на серебристый Range Rover. И марксизм - на христианство.

Когда его спрашивают, изменился ли он, Даниэль не теряется: "Я извлек уроки из прошлого. Команданте Ортега больше не существует. Мой герой - Иисус Христос. Да и всегда им был. Иисус ведь тоже революционер - он всегда защищал бедных и униженных".

Ортега не лукавит. Он действительно ходит по воскресеньям на мессу, попросил у церкви прощения за преступления сандинистского режима. Вот только церковь прощать его не торопится. Глава никарагуанских католиков кардинал Мигель Обандо Браво попал под шквал обвинений после того, как допустил к причастию Ортегу и его супругу Росарию Мурильо. Ведь причащать не состоящие в церковном браке пары запрещено.

От Ленина до Леннона

На митингах сторонники команданте по-прежнему размахивают красно-черными флагами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО). Но это уже не единственный цвет, который виден в толпе. Поэтесса Мурильо выбрала для избирательной кампании супруга ярко-розовый. А гимн СФНО, где есть слова "давайте бороться против янки, врагов человечества", звучит после испанской версии песни Джона Леннона "Дайте миру шанс". В "Вашингтон пост" недавно появилась статья, написанная корреспондентом после встречи с команданте. Она называлась "Даниэль Ортега: от Ленина до Леннона".

Ортега понимает: под революционными лозунгами победа уже невозможна. Сейчас не 1980-е и помощи в "борьбе с империализмом" ждать неоткуда. Одну шестую часть суши маленькая Никарагуа давно не интересует, Фидель Кастро в больнице. Ортега вынужден лавировать — что, впрочем, делал и раньше, когда ездил то в Вашингтон договариваться с президентом Картером, то в Гавану — искать поддержки Фиделя, то в Москву.

Как Ортега забрал особняк, но вернул стол

На выборах-2006 Даниэль шел в одной связке с бывшим "контрас" Хайме Моралесом, который теперь займет пост вице-президента. Это должно было продемонстрировать: эпоха гражданской войны, унесшей жизни 30 тысяч человек, закончилась.

Теперь важно договариваться, искать компромиссы, в том числе с бывшими врагами. Только вот компромиссы какими-то странными получаются. Ведь многочисленная семья команданте (у него девять детей) живет в шикарном особняке, который сандинисты в свое время экспроприировали как раз у бежавшего за границу Хайме Моралеса.

Ортега утверждает, что выкупил дом у законного владельца в конце 1980-х. Правда, за дом, который вместе с имуществом по самым скромным подсчетам оценивается в миллион долларов, он заплатил всего две тысячи. И сделал широкий жест: вернул Моралесу дубовый стол, стоявший в гостиной, — на память.

Попытки отсудить недвижимость окончились ничем. Однако будущий вице-президент на своего нового шефа не в обиде: "Я не собираюсь провести остаток жизни, крича на каждом углу: "Верните мой дом!".

Но к Ортеге в гости Моралес никогда не ходит.

Первое задание — ограбить банк

Революция у Ортеги в генах — его отец и мать ненавидели режим клана Сомосы. Но профессиональным революционером в семье стал лишь Даниэль. Свое первое задание от СФНО он получил в 15 лет — ограбить отделение Bank of America в Манагуа. Деньги должны были пойти на закупку оружия.

Тест "на профпригодность" Ортега прошел, но был арестован. После этого он сидел еще дважды: в декабре 1963-го, когда был задержан в Гватемале и депортирован в Никарагуа, и в 1967-м — после теракта, в результате которого погиб один из руководителей сомосовской Национальной гвардии Лакайо. На этот раз Ортега семь лет провел в тюрьме "Типитапе", известной тем, что оттуда никто не выходил живым. В декабре 1974-го соратники по партии устроили ему побег, Ортега скрылся в Гаване. Обучившись у кубинских товарищей основам революционной борьбы, он вернулся и в 1979-м вошел в руководство правительства национального возрождения.

После свержения Сомосы надо было решать — кто из пяти главных сандинистов станет лидером революционного движения. Ортега на эту роль подходил меньше остальных — маленького роста, нефотогеничный. Но он брал другим — умением заводить толпу. Решение было принято.

"Рэмбо существуют только в фильмах"

После победы сандинистов Ортега отправился в Вашингтон — успокаивать американцев, что "второй Кубы" у них под боком не будет и что новоявленные революционеры не собираются распространять марксистские идеи на всю Центральную Америку. Тогдашний президент США Джимми Картер, похоже, успокоился.

Все изменилось с приходом к власти Рональда Рейгана. Вашингтон принялся вооружать "контрас". Никарагуа стала еще одним "фронтом" советско-американской "холодной войны".

— Президент Рейган, помните, что Рэмбо существуют только в фильмах, — заявил на Генассамблее ООН Ортега и сорвал бурные аплодисменты. В основном представителей соцстран.

В 1984-м Даниэля избрали президентом. В 1990-м, объявляя о выборах, он тоже был уверен, что победит. И даже пригласил международных наблюдателей: пусть своими глазами увидят, что Никарагуа — страна демократическая. Когда результаты стали известны (Ортега проиграл Виолетте Чаморро), отступать было некуда. Две попытки вернуться к власти, предпринятые в 1996-м и 2001-м, провалились.

Педофил или жертва клеветы?

Поражение Даниэля предопределили новейшие пиар-технологии. Падчерица Ортеги и дочь Росарии Мурильо Сойламерика Нарваэс обвинила команданте в том, что он неоднократно ее насиловал — начиная с 11-летнего возраста. Обвинения так и не были доказаны, а Росария встала на сторону мужа. Но пикеты на улицах, участники которых держали лозунги "Насильник", сделали свое дело — Ортега проиграл.

Накануне нынешних выборов политическая судьба Даниэля вновь оказалась под угрозой. Комиссия по правам человека в Никарагуа обвинила сандинистов в геноциде. В результате операции "Красное Рождество" в 1981—1982 годах из поселений на берегах реки Рио-Коко на границе с Гондурасом были депортированы десять тысяч индейцев мискито. 77 человек погибли, еще 15 пропали без вести. Но избирателей эти обвинения не смутили. Большинство никарагуанцев поверили словам Ортеги, что к преступлениям против мискито он не причастен.

Кастро, Чавес, Моралес, Ортега... Кто следующий?

Друг Фиделя, Уго Чавеса, Саддама Хусейна и Муамара Каддафи едва ли станет надежным партнером, а тем более другом США.

— Джордж Буш — это Рейган нашего времени. Янки больше не управляют Никарагуа. США больше не управляют Латинской Америкой. Триумф сандинистов воодушевит латиноамериканские народы. И они скажут: "Посмотрите, эта маленькая страна идет вперед. И мы тоже можем". Мы распространим революцию. Это реальная альтернатива американскому империализму, — говорит Ортега.

Впрочем, у Буша и его администрации, поддержавшей на выборах соперника Ортеги Эдуардо Монтеалегре, сейчас хватает и других забот. Им явно не до никарагуанских проблем.

Ортега не скрывает, что делает ставку на латиноамериканских "левых" — бразильца Лулу да Силва, боливийца Эво Моралеса, Фиделя Кастро и, разумеется, Уго Чавеса. Последний уже пообещал помощь Никарагуа, где 80% населения живет меньше чем на доллар в день. Венесуэла будет поставлять новому союзнику нефть по демпинговым ценам.

"Он повзрослел и стал прагматиком, — говорит о Даниэле Ортеге Карлос Чаморро, журналист и сын бывшего президента Виолетты Чаморро. — Проблема не в нем. Проблема в Америке, которая по-прежнему живет прошлым. Она ведет себя так, как будто "холодная война" продолжается".

В Вашингтоне в перерождение "маленького дьявола" не верят. "Однажды став коммунистом, ты остаешься им навсегда", — убеждены в американской администрации.

Впрочем, у Буша и Ортеги есть кое-что общее. Они примерно одного возраста. Оба — ревностные христиане. И, наконец, и тот, и другой носят ковбойские ботинки.

Корреспондент "Комсомольской правды" в Никарагуа в 1986—1989 годы Юрий Строев: "Меньше всего Ортегу интересовали советские друзья"

— Тогдашнее руководство посольства СССР в Манагуа пыталось сделать все, чтобы в Москве были уверены: Никарагуа при сандинистах идет к социализму. Но все разговоры о том, что сандинисты — друзья СССР, были пропагандой. При этом некоторые вещи сознательно провоцировались. Лишь один пример. Советское судно подорвалось на минах, которые в заливе расставили "контрас". Наше посольство об этих минах предупреждало, но все равно решили: пусть подорвется — чтобы потом можно было возложить ответственность на американцев и их "марионеток". Никарагуа надо было любым способом сделать социалистической страной. Хотя на самом деле сандинисты пришли к власти не без помощи США.

Сандинисты пытались заигрывать и с социал-демократами, и с коммунистами. Ортега умудрялся питаться одновременно из нескольких кормушек. Войну с "контрас" развязали именно сандинисты. Гибли люди, на войне наживались захватившие власть революционеры, они создавали офшорные и прочие компании. Народ при этом голодал. Люди жили в буквальном смысле в домах из картона.

Для Ортеги главное было — удержаться у власти. Меньше всего его интересовали советские друзья. Американских журналистов Ортега принимал гораздо чаще, чем наших, для него важно было обработать общественное мнение там. С нами и так все было понятно.

Ортега изменился — пополнел и выглядит неплохо. Почему он выиграл именно сейчас? Просто память народная имеет одну особенность — многое забывать. К тому же в регионе силен антиамериканизм. От Мексики до Огненной Земли людей возмущает, что янки ведут себя как хозяева. И никарагуанцы выразили свое мнение: они хотят, чтобы их государство было национальным. Никарагуанским, а не американским. А другого врага США, помимо Ортеги, они не нашли.

Заместитель директора Института Латинской Америки Борис Мартынов: "Команданте любил мерседесы"

— Почему Ортега победил сейчас? Ведь после своего проигрыша в 1990-м он баллотировался дважды и дважды проваливал выборы. Причин несколько. Во-первых, либеральные реформы в стране не пошли. Никарагуа остается одним из беднейших государств континента. Во-вторых, Ортега играл на националистических популистских лозунгах. А национализм, антиамериканизм, в Латинской Америке набирает силу. Мы видим целый ряд националистических правительств, как умеренных — это Чили и Бразилия, так и довольно радикальных — Куба, Венесуэла, Боливия.

Ортега сильно изменился. Сначала это был убежденный марксист, сейчас он понимает, что с экономикой шутить нельзя. Он обещает заняться социальными проблемами, обещает ликвидировать колоссальный разрыв в доходах населения.

Скорее всего на посту президента Ортега пополнит фронт радикальных социалистов — Кастро, Чавеса, Моралеса. С другой стороны, это человек "с двойным дном". Еще в советские времена в одной из газет вышла статья "И команданте любит мерседесы". То, что он сумел заработать на революции, погреть на ней руки, ни для кого не секрет. К слову — тот же Чавес подобного себе не позволяет. Так что, возможно, Ортега и не станет таким уж радикалом. В истории Латинской Америки немало подобных "перевертышей".

Для России же победа Ортеги мало что изменит. Времена, когда мы вкладывали в Никарагуа миллионы, давно прошли. Нас интересуют иные рынки — Бразилия, Венесуэла.
<div align="center">Панды занесены в Книгу рекордов Гиннеса как самые привлекательные из редких животных</div>
panda
Генерал-майор
 
Сообщений: 2459
Зарегистрирован: Вс авг 10, 2003 7:35 pm
Откуда: Владивосток
Пункты репутации: 0

Вернуться в Разные новости

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8

cron