Bastion » Чт июл 31, 2003 5:16 am
38.
Девушка очень долго пишет письмо в интерфейсе онлайновой почтовой службы. Пока
пишет, её сессия (наверное, из-за неактивности) прекращается, и, когда она
нажимает кнопку "Отослать", вместо долгожданного "Your message has been
submited", видит просьбу залогиниться. Нажимает на "Back" - хер - текст письма
потерян. Обращается ко мне, просит "вернуть письмо". Я говорю, что, мол, всё, и
предлагаю ей, чтобы уберечься от подобного впредь, писать сначала письмо в
текстовом редакторе, а потом уже логиниться и через буфер обмена текст в тело
письма перекидывать. И тут же ей три раза подряд подробно показываю, как это
делать.
- Поняли? - спрашиваю.
- Да, - говорит, - Только я так не умею. Я лучше ещё раз всё сначала, как
обычно, попробую.
Ну, блин...
- Чего Вы не умеете? - спрашиваю.
- Ну, вот... что Вы показали...
- Давайте, - говорю, - я Вам ещё раз покажу, а потом сами попробуете, а я
посмотрю и поправлю, если что-то не так...
- Нет, - говорит, - спасибо... Я же всё равно так не могу...
Чёрт, интересно, как её в своё время вообще читать-писать научили...
Героические, наверное, были люди...
39.
Сотрудница рассказала.
Звонит телефон, она снимает трубку и слышит:
- Алло, здравствуйте. Могу я поговорить с интернетом?
40.
P.S.
Небольшое послесловие.
Почитывая в Сети обсуждения этого и предыдущего текстов, заметил, что среди
читателей очень распространено мнение, что моё дело не судить о
"морально-этической стороне" поступающих заявок, а безропотно выполнять их, что
"клиент всегда прав" и т.п.
Так вот - ХУЙ.
Клиент не может быть правым всегда. Подход, провозглашающий безусловную правоту
клиента, лжив и имеет одну единственную цель - хапнуть побольше денег, а там
хоть трава не расти. Мне такой подход глубоко чужд. Вообще, термин "клиент"
слишком безлик и универсален. Напомню, что речь идёт преимущественно о читателях
научной библиотеки, студентах и аспирантах, людях, которые через год-два будут
учить детей, преподавать в вузе, руководить другими людьми на производстве,
врачевать болеющих, проектировать здания. И, если такой человек толком не знает,
как называется его специальность, и вообще не может связать двух слов, но при
этом норовит обманом получить свою долбаную "корочку", я считаю, что ему нужно,
как минимум, дать почувствовать, какое он чмо: пусть он хоть на минуту
задумается, каково ему будет, если (когда?) халява кончится. Может быть, хоть
один из сотни после этого возьмётся за ум.
Ещё часто встречаются реплики: мол, завёл бы при своей библиотеке компьютерные
курсы и т.п., мол, и денег бы заработал, и грамотность окружающего народа
повысил бы. Курсы есть. Раз в неделю я провожу бесплатные пятичасовые обучающие
семинары, на которых подробнейшим образом разжевываю слушателям всё, что их
интересует. Стоит ли говорить, что а) те, кому нужны "целые темы на машинке" или
"тридцать страниц экзистенционализма", на эти семинары не ходят, б) если
человека с детства не приучили думать, два-три занятия по компьютерной
грамотности ему вряд ли помогут. Если человек в 17-20 лет не знает слова
"смежный", я просто не имею права помогать ему в получении им его липового
"высшего" образования... Конечно, я мог бы, пустив в ход весь свой
педагогический и организаторский опыт и все знания в области мифо- и
психотехник, положить два-три года на то, чтобы одного-двоих таких довести до
более-менее нормального состояния, но у меня, простите, несколько иные планы на
это время, что, конечно же, ничуть не мешает мне обозначать в текстах само
наличие проблем и степень их запущенности. Гражданский долг писателя, если
угодно.
Далее. Не стоит зацикливаться на компьютерной грамотности/безграмотности. Когда
человек не имеет представления о том, кто такой Чайковский, или защищает
списанную диссертацию, это никакого отношения к малому числу компьютеров в
собственности у населения не имеет.
По поводу восклицаний на тему "чем провинилась старушка (девочка), если она
всего лишь..." Ничем. Здесь описаны не только случаи клинического идиотизма, но
и просто забавные высказывания, оговорки и вообще всё, что, как мне показалось,
будет интересным для прочтения.
Всем, кто "не верит, что в мире столько идиотов", предлагаю посчитать количество
записей в обоих текстах. Их всего 110. А через мой отдел каждый день проходит не
менее пятидесяти человек. Я, понятное дело, не веду письменный лог всех
посещений: этого никто не стал бы читать; кому интересны нормальные диалоги с
нормальными людьми?
На этом записки Дениса Яцутко (библиотечного интернетчика) закончены, но тема продолжается...