И-и-иэх-х-х... Накатаю, пожалуй, статейку.
Первые психологические тесты появились в начале XX века, как один из методов психологии. Практически сразу появились и тесты, измеряющие коэффициент умственного развития (КУР а не IQ <!--emo&:)-->
<!--endemo--> мы же не в америке).
Автором подобных тестов был французский психолог Бине, которого, кажется, в 1904 году Министерство образования Франции назначило в комиссию по решению проблемы умственноотсталых детей в школах. Первые тесты представляли собой простейшие задания, которые должен уметь решить любой нормальный человек без школьного образования.
Результатами тестов являлась цифра, выражающая возраст, на котором предположительно находится умственное развитие тестируемого.
Позже стали принимать за результат теста более универсальную величину
отношение умственного возраста к биологическому, умноженное на 100Этот способ, в принципе, актуален и сегодня, но с возникновение тестов для взрослых он стал очень относительным.
На сегодняшний день, почти все крупнейшие исследователи и центры психодиагностики сходятся в тех цифрах, что
50% людей имеют КУР 90-110
25% выше
25% нижеЛюди с КУР ниже 70-и раньше, в смутное время неразберихи в психодиагностике, назывались слабоумными. Это не правильно! Слабоумие и интеллект это НЕЗАВИСИМЫЕ вещи. Диагноз о слабоумии (идиотии, имбецилии) выносится по гораздо более сложным
психиатрическим тестам, которые, кстати, почти всегда, по понятным причинам, ДСП (для служебного пользования).
Теперь попробую ответить на вопрос Аякса.
Во-первых, как я уже косвенно заметил выше, надо понимать, что КУР отражает только умение решать задачи определенного типа за определенное время! Он может быть важен при приеме на работу (тесты КУР для взрослых создавались именно с этой целью), но вовсе не для того, чтобы оценить УМ человека в житейском понимании этого слова и, тем более, творческие способности.
Теперь о достоверности (психологи говорят валидность <!--emo&:)-->
<!--endemo-->). Прикол в том, что никто еще тольком не знает, что же такое Интеллект, Ум, Разум и т. п. => нет критерия оценки. Айзенк утверждает, что хоть и нет критерия, но по статистике люди показавшие более высокие результаты КУР, добиваются большего в жизни, имеют более высокие звания в армии, лучше здают экзамены в школах...
Однако, нельзя забывать, что существуют еще два фактора, также влияющие на "жизненный путь" -- старательность и желание (что-либо делать).
Айзенк сравнивает нынешние тесты КУР с термометрами, которые существовали в тот период, когда только открыли явление температуры. Они неточны, но верно отражают явление.
Все это писано мной по статье Айзенка по памяти, если что перепутал -- чур не бить.
p.s. у айзенка ОЧЕНЬ много тестов КУР и очень многие из них НЕ на время...